Тайцзицюань

Главная » Стили » Тайцзицюань

Если вы считаете, что тайцзицюань – это один из видов ушу, вы будете правы, если же полагаете, что – боевое искусство, не ошибётесь. Оба умозаключения верны: сегодня тайцзицюань «работает» и в качестве оздоровляющей гимнастики, и в качестве боевого искусства. В переводе с китайского «тайцзицюань» – «кулак Великого Предела». А там, где кулак – там точно единоборство.

История

Главных версий о происхождении боевого искусства – две. Первая, которую считают официальной, повествует о том, что единоборство появилось в семье Чэнь, и основал искусство боя в ХVII веке Чэнь Вантин, передававший традицию из поколения в поколение.

Другая версия называет создателем единоборства некого Чжан Саньфэна. Правда, в его «работе» есть необъяснимые пробелы, не позволяющие объяснить историю передачи единоборства до 19 века.

И наконец, Ян Лучань, изучивший тайцзицюань и распространивший его в середине ХIХ века в Пекине. Легенда гласит, что именно этот человек стал преподавать боевое искусство во дворце Императора. Однако придворным навыки боевого боя были не особо интересны, поэтому тайцзицюань для них видоизменили в форму оздоровительных упражнений. Но боевой вариант стиля тоже использовался: ему обучались бойцы императорских войск.

А грандиозное распространение стиля началось вначале ХХ века. Тогда после революции 1911 года внутри китайского общества стал возрастать интерес к национальным единоборствам. Показательно, что в 1916 году во всех китайских провинциях открылись специальные общества для изучения боевых искусств.

Новый подъём тайцзицюань произошёл после Второй мировой войны, а именно в 1949 году, после основания КНР. Новой власти страны, дабы ускорить подъем нового государства и оздоровить народ, была нужна несложная система гимнастики для граждан. Этим упрощением стали 24 движений, взятых в 1956 году Госкомитетом по спорту Китая из данного боевого искусства. Буквально через год те, кто освоили первоначальный комплекс из 24 движений, могли участвовать в новом – из 88 движений. Параллельно шёл процесс ознакомления с тайцзицюань в США и Европе. Факт распространения единоборства объясняется тем, что многие мастера в годы войны и революции в Китае сбежали из страны и пытались выжить, преподавая уроки тайцзицюань, однако сберечь истинные традиции боевого искусства смогли лишь избранные школы.

Основные правила

Любая система упражнений, а тем более, боевое искусство, мертвы без правил. Тайцзицюань базируется на нескольких основных положениях.

 

Именно сознание должно руководить всеми движениями.

 

Расслабление не предполагает прилагать грубую силу.

 

Необходимо координировать верхнюю и нижнюю части тела, чтобы достигнуть гармонии.

 

Чётко разделяй «пустое» и «полное», достигни устойчивости центра тяжести тела.

 

Добейся естественности дыхания.

Школы, стили, направления

После реформ в 1950-е годы в тайцзицюань определилось пять базовых стилей, отпочковавшихся от коренного (Ян Лучань). На данный момент существуют уже несколько разработанных вариантов стиля Ян. Что касается двух противоборствующих стилей – «Ян» и «Чень», они очень похожи между собой, хотя первый – несколько упрощён, вследствие чего он компенсируется очень развитой «внутренней работой».

Кроме, пяти основных стилей тайцзицюань за несколько десятилетий появилось много мелких ответвлений, основанных на стиле Ян. Впрочем, необходимо отметить, что все они, если и различаются в характере и форме движений, имеют общие принципы и одинаковый порядок движений.

Инвентарь, экипировка, используемое оружие

Вряд ли найдётся стиль, в котором одежда может меняться в зависимости от сезона либо времени суток. Главное – целесообразность. Так обстоят дела в тайцзицюань. В экипировке для занятий нет практически никаких запретов, кроме того, что обычно используется лёгкая и свободная одежда, причём – из натуральных тканей. Объяснение тому простое: тело каждого человека – живой храм, где происходят дивные трансформации. Как естественный ум не должен мешать проявлениям энергии и тела, так и одежда не должна сковывать движения тела. Кстати, обувь также должна быть лёгкой и удобной, проводить занятия босиком не стоит.

В арсенале тайцзицюань имеются прикладные разделы. Один из них – владение оружием. У разных стилей здесь свои предпочтения. Отметим несколько распространённых для всех из них видов оружия. В основном – это дао (сабля или широкий меч), цзянь (прямой меч) и цян (копье). Владение оружием предполагает применение в самообороне с той же тактикой и стратегией, как и безоружные. В целом же практика с оружием рассматривается как усиленная физическая тренировка, а также гармоничное развитие интеллектуальных способностей и эффективной самозащиты.

Техника

Движения стиля необычны и завораживающи. Со стороны движения и шаги, а также «толкающие руки» тайцзицюань словно бы перекатываются из одного положения в другое. Мягкие шаги, предоставляющие постоянное равновесие в ходе движений, за исключением прыжков, позволяют обучать чувствовать и предугадывать то, что может предпринять соперник, моментально переходя от защиты к нападению. Подобная техника может запутать визави.

Постоянная плавность движений, отрабатываемая неспешными тренировками, позволяет возможность назубок выучить технику и быть максимально быстрым в ходе боя. Главное: правильно выполнять движения, но нельзя забывать и о специальном комплексе пао-чуй, дающим потенциал для повышения скорости техники, и отработки движений.